При реставрации танка-памятника Т-34, установленного на площади в белорусском городе Гродно в 1967 году, в нем обнаружили записку от солдата. Благодаря соцсетям автора записки отыскали в Узбекистане, сообщает Podrobno.uz.
Поиски солдата начались летом этого года, когда танк был снят на реставрацию. Внутри него обнаружили бутылку, а в ней — записку с именем и адресом: Сурхандарьинская область, Сариасийский район, село Телпакчинор, колхоз «Коммунизм».
Реставраторы предположили, что автор записки был солдатом-срочником, служившим в Гродно в 1967 году. Журналисты белорусского издания Hrodna.Life сообщили о находке и сделали попытку его найти.
На помощь пришли соцсети и коллеги из Узбекистана, и вот бывшего солдата нашли. Им оказался 73-летний Чори Эшбоев, проживающий в селе Ковчин Сурхандарьинской области. После неудачной операции по лечению глаукомы, перенесенной 15 лет назад, пожилой мужчина потерял зрение. Сейчас он прикован к постели и имеет пожизненную первую группу инвалидности. Кроме детей (у него четыре дочки и три сына), за аксакалом ухаживают врач и медсестра.
Чори Эшбоев. Ноябрь 2019 года. © hrodna.life
В телефонном разговоре с корреспондентом издания «Новости Кашкадарьи» Чори Эшбоев моментально назвал номер войсковой части — 12-324 и даже вспомнил фамилию командира — подполковника Сидорова. Как рассказал пенсионер, в первой роте танкового ремонтно-восстановительного батальона этой части он служил с 1965 по 1968 год, занимаясь ремонтом танков.
Когда Чори бобо спросили, для чего он оставил в танке-памятнике записку, он объяснил: «Хотел, чтобы люди знали, что танк установил солдат из Узбекистана, поэтому и написал: «сын узбекского народа».
Та самая записка «сына узбекского народа». Кадр с телесюжета канала «ГродноПлюс»
«Этот танк, как нам сказали, прошел войну, и когда он еще стоял внизу, на площади, я положил в него записку, — вспоминает Чори Эшбоев. — Потом его с помощью крана установили на постамент. А вот как звали тех ребят, которые были со мной из нашей части, я не помню. Все-таки больше 50 лет прошло. Зато помню, как, научившись кое-как говорить по-русски, ходил гулять в город. Тогда нам, солдатам, местные девчата проходу не давали. Своих парней там было мало, наверное, из-за войны. Сами знаете, сколько в Белоруссии в то время людей погибло».
Чори Эшбоев (слева). Фото из личного архива/hrodna.life
Чори Эшбоев вместе со своими сослуживцами. Фото из личного архива/hrodna.life
Имен своих сослуживцев дедушка уже не помнит, а вот имя командира воинской части — полковника Сидорова — запомнил хорошо. © hrodna.life
После окончания службы Чори Эшбоев более 30 лет проработал шофером на предприятии системы водного хозяйства. В марте 2004 года потерял зрение. Аксакалу постоянно требуются лекарства, которые он в основном приобретает за счет своей пенсии и компенсации.
«Отец не перестает думать о Гродно, своем танке и годах службы. Вот и сейчас, во время разговора с вами, он из-за волнения и воспоминаний еле сдерживал слезы», — рассказал сын аксакала Бунед Эшбоев.
Источник: Tengrinews.kz