Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Подъем к монументу Родине-матери. Мемориальная плита Абдирову Нуркену
На одной из 37 мемориальных плит вдоль подъема с именами защитников, особо отличившихся в период Сталинградской битвы, выбита надпись: «Герою Советского Союза сержанту Абдирову Нуркену вечная слава!»
Нуркен Абдирович Абдиров (9.08.1919-19.12.1942) — советский лётчик, Герой Советского Союза, сержант.
Родился в ауле № 5 ныне Каркаралинского района Карагандинской области Казахстана. Казах. Образование неполное среднее. Работал в колхозе.
В Красной Армии с 1940 года. Окончил 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов имени К.Е. Ворошилова в 1941 году (ныне Оренбургское высшее военно-авиационное училище лётчиков имени И.С. Полбина).
В действующей армии в период Великой Отечественной войны с 28 октября 1942 года.
19 декабря 1942 года пилот Абдиров огненными буквами вписал свое имя в книгу истории Сталинградской битвы, направив свой горящий самолет в скопление вражеской техники.
Как известно, в тот день с аэродрома вылетело звено из 4 самолетов «Ил-2» 808-го штурмового авиаполка 267-й штурмовой дивизии с боевым заданием атаковать колонну танков и живую силу противника в районе Боковская — Пономаревка на стыке Сталинградской и Ростовской областей.
Четверку боевых машин вел заместитель командира эскадрильи, командир звена, младший лейтенант Борис Алексеев. Его ведомым был Петр Вычугжанин. Во второй паре летели земляки-казахстанцы: алмаатинец Алексей Писанко и его ведомый карагандинец Нуркен Абдиров. Сильным заградительным зенитным огнём противник пытался помешать нашим лётчикам наносить прицельные удары по укреплениям.
В трудном положении оказался экипаж сержанта П.Вычукжанина. Целая батарея вела по нему огонь. На помощь товарищу пришёл Абдиров. Метким ударом он уничтожил расчёт одного орудия. Но самолёт Вычукжанина все же был подбит и, объятый пламенем, штопором пошёл к земле.
«Ил-2» Абдирова также был подбит, но он продолжал атаки. Когда пламя уже добралось до кабины, Абдиров приказал стрелку-радисту Александру Комиссарову прыгать. Но тот отказался. Увидев сквозь дым и пламя бензовозы, стоявшие рядом с танками, Абдиров направил на них пылающий самолёт…
Доживший до конца войны Алексей Писанко передал последние слова земляка и друга: «Прощай, Леша! Целуй всех, кто меня знал. Напиши в Караганду! Ну, гады!»
За 16 боевых вылетов Нуркен уничтожил: 12 танков, 28 автомашин с живой силой и техникой, 18 повозок с боеприпасами, 1 цистерну с горючим, подавил огонь 3 орудий зенитной артиллерии. В последнем 17-м боевом вылете уничтожил: до 6 танков, 2 точки зенитной артиллерии, до 20 солдат и офицеров противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины сержанту Нуркену Абдирову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.
Похоронен в селе Коньков Боковского района Ростовской области.
В августе 1944 года, по инициативе первичной организации Осоавиахима шахты № 1, членом которой был Нуркен, начался сбор средств на строительство авиаэскадрильи «Нуркен Абдиров». Первый взнос сделали родители Нуркена — Абдир и Багжан. В фонд строительства самолетов перечислили свой однодневный заработок горняки шахты № 1. В общей сложности члены Осоавиахима Караганды из своих личных сбережений внесли на постройку авиаэскадрильи 444492 рубля и облигациями 85000 рублей. Эскадрилья истребителей была построена и приняла участие в воздушных боях на заключительном этапе Великой Отечественной войны.
Кроме мемориальной доски на Мамаевом кургане в память о герое в Караганде назван один из проспектов и установлен памятник. Также есть памятник лётчику в городе Алматы. Кроме того Н. Абдирову посвящена поэма «Крылатый казах» (1947) казахского советского писателя Сапаргали Бегалина.
http://special.veshki.donland.ru/Default.aspx?mid=1622&ItemID=132094