Журналисты из Шымкента ведут съёмки по всему свету, прослеживая связь людей и событий с Казахстаном.
В минувшую пятницу в Актобе побывали Дулат Абиш с журналистами. Дулат – личность в Шымкенте более чем знаковая. А в медиа–среде Южного Казахстана и вовсе авторитетнее человека просто нет. Дулат владеет и руководит телеканалом «Айгак» и одноимённой газетой, и в журналистских кругах страны о нём знают все медиа–менеджеры. Телеканал Абиша вещает 17 часов в сутки в условиях нешуточной конкуренции – кроме «Айгака» за признание южно–казахстанских зрителей борются ещё 4 частных телеканала и 1 государственный. «Айгаку» приходится лезть из кожи, чтобы шымкентцы оставались на его кнопке: в его эфире нет ни одной ретранслируемой передачи, он не показывает художественных фильмов и «мыльных опер» – только вещи собственного производства. Плюс – вещание исключительно на казахском языке. Плюс – проекты по истории Казахстана (прошлой и буквально вчерашней) и людях, её творивших. Проекты, которые потянет далеко не каждая региональная казахстанская телекомпания. Корреспондент «Эврики» сопроводил шымкентских журналистов до российской границы и по дороге расспросил Дулата Абиша о том, что гонит их в дорогу.
«ДОРОГА НАЗАРБАЕВА». – Сейчас мы снимаем материал о транспортном коридоре «Западная Европа – Западный Китай». У нас, в Южном Казахстане, в народе его прозвали «Дорогой Назарбаева». И мы решили из Шымкента проехать по казахстанскому участку коридора. Начали с границы Южно–Казахстанской и Жамбылской областей, – рассказывает Дулат Абиш. В Туркестане ректор Казахского международного университета нам рассказал об этой автомобильной дороге и её влиянии на экономику республики. Там же записали друга нашего президента – он тоже рассказал. В Кызылординской области снимали. Теперь вот – у вас. Мы выехали 11 октября из Шымкента и через пару дней были у вас. Дорога хорошая, скоростная. И везде по ней идут грузы. Когда дорогу полностью сдадут, она станет настоящей артерией экономики! Сейчас мы снимаем этот самый большой отрезок, а потом проедемся по участку от Шымкента в сторону Китая.
КАЗАШКА ИЗ ГРУЗИИ И ДОМБРА. – Какие проекты мы ещё делаем? Поехали мы как–то в Грузию. Взяли с собой женщину, которая родилась в 1941 году на границе Грузии и Турции. В 1944 году она была репрессирована и выслана с семьёй в Казахстан. Сейчас ей 75 лет уже, и до знакомства с нами она в Грузию никогда не возвращалась. Мы взяли её с собой, посетили места, где она родилась и жила. Будучи в Тбилиси, нашли живущую там казашку. Она в Казахстане вышла замуж за солдата–грузина, уехала к нему на родину, родила двоих детей. Южно–казахстанским телезрителям мы рассказали и о её судьбе. Оказалось, что в 1935–36 годах Джамбул Джабаев поехал на празднование юбилея Шоты Руставели, автора поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Нам в Грузии дали уникальную кинохронику, где Джамбул играет на домбре и поёт. Посетили Гори, где родился Сталин, Кварели – родину вина. Куда бы мы ни ехали, везде подбираем тематику событий, связанных с Казахстаном.
УКРАИНА И ОДНОКУРСНИКИ ПРЕЗИДЕНТА. – Лет 10 назад мы с оператором и журналистом съездили в Украину, где учился президент, сняли памятные ему места, привезли и показали на нашем телеканале. Тут приходят трое однокурсников президента из Шымкента – они в Днепродзержинске учились с ним в одной группе: «Мы там вместе с Нурсултаном учились. Свози и нас туда!». Я повёз. Полетели в Киев, были в посольстве Казахстана, полетели в Днепродзержинск. Они опять увидели те места, где учились и жили, тот металлургический цех, где проходили практику.
ДОШЛИ ДО БЕРЛИНА! – Или возьмём, к примеру, 70–летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы со съёмочной группой посетили места всех её крупных сражений. Три года снимали: Курск, Сталинград, блокада Ленинграда… Были в Польше, Германии и закончили в Берлине. Ко мне за помощью нередко обращаются российские поисковики. Мы привезли из Латвии останки нашего солдата, которого призвали на фронт из нынешней Южно–Казахстанской области. Его фамилию установили по выцарапанным буквам на его алюминиевой расчёске. Поисковики нашли останки солдата в латвийском лесу. В нашем республиканском бюджете, в местном бюджете или в бюджете министерства обороны ни копейки не заложено, чтобы вернуть останки солдат на родину. Мы, журналисты, начинаем сами работать с родственниками погибших. А деньги на свою съёмочную группу я сам нахожу. И вот – мы съездили в Латвию, приняли останки, в Казахстане их достойно похоронили. Таких случаев было три. Останки ещё двух солдат из Казахстана – в Курской и Калужской областях. Ещё один случай был с нашим парнем – «афганцем», его останки нам передал на Поклонной горе в Москве генерал Руслан Аушев. Наш «афганец» родом из Туркестана, узбек по национальности, погиб в горах Афганистана. Обнаружили через годы кости, сделали экспертизу ДНК. Потом останки передали нам.
ПРО ИСТОРИКА, ПИСАТЕЛЯ И ИНДИЮ. – Вы знаете, кто такой Мухаммад Хайдар Дулати? Первый казахский историк. Его прах покоится в индийском штате Кашмир. А дело было так. Мы решили снять фильм о журналисте и писателе Оралхане Бокее. В 1993 году казахстанская делегация, в состав которой входил и Бокей, была с визитом в Дели. Там в гостинице 49–летний писатель и умер. Мы побывали на его родине в Восточном Казахстане, посетили кладбище «Кенсай» в Алматы, где он покоится. Были и в Дели, где он провёл последние дни. Поиски по Дулати и Бокею мы соединили и сделали фильм о них обоих.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. – В прошлом году, в рамках празднования 550–летия Казахского ханства, мы объехали значимые географические места, связанные с его становлением. Начали с Шымкента, приезжали и в вашу область. В актюбинском регионе посетили место захоронения Кобыланды батыра, аул Алии Молдагуловой, мавзолей Есет батыра. Побыли пару дней и поехали дальше: Костанай, Акмола, Петропавловск. Отработаем сегодняшний проект – примемся за другой. Какой? Например, «100 сакральных мест Казахстана». Работы хватит!
Записал Виктор ГЕРБЕР
18 октября 2017 года. №42
Rikatv.kz