С 1 января 2019 года указом Шавката Мирзиёева отменены ввозные таможенные пошлины на несколько сотен наименований сырья. Казахстан не сможет конкурировать с подешевевшей продукцией узбекских коллег.
Первым забил тревогу кызылординский производитель мужских рубашек Дильмухамед Абизов. По его словам, после отмены ввозных таможенных пошлин в Узбекистане местные производители стали завозить в Казахстан более дешевые товары. Многие казахстанские производственники конкурировать с ними не смогут.
Узбекистан угрожает казахстанской экономике «простых вещей»
— Постановлением президента Узбекистана обнулилась таможенная пошлина на широкий спектр сырья, используемого при производстве. Это свыше 450 позиций. В том числе обработанные и необработанные шкуры, готовая кожа, ткани хлопковые и синтетические, нитки, гайки, цепи и так далее. То есть узбекские производители теперь не платят ничего, по текстилю тоже нулевая таможенная пошлина и 1% НДС.
Приведу пример. Если 1 вагон ткани будет стоить 300 тыс. долларов, за таможенную очистку узбеки заплатят 3 тыс. долларов, а казахстанцы — 75 тыс.
У нас ведь средний расход 27%: 15% таможенная пошлина и 12% НДС.
Указ уже действует. А так как у нас с Узбекистаном зона свободной торговли в рамках СНГ, всю продукцию узбеки ввозят к нам беспошлинно. В Казахстане активно кредитуют бизнес, но я уверен, что наши предприятия очень скоро не смогут конкурировать. Почему многие молчат? Они сидят на тендерах, они не в открытой конкуренции.
— То есть наши производители уже выпускают гораздо более дорогую продукцию, нежели узбеки?
— Да, мы уже не конкурентоспособны.
— Какого количества казахстанских производителей коснется эта проблема?
— Всех кондитеров, пищевой промышленности.
— Даже колбасу узбеки будут производить более дешевую?
— Да, потому что в Узбекистане ввозные пошлины на мясо тоже 0%. Это реальная угроза экономике «простых вещей». Я понимаю, что мы должны чем-то жертвовать ради идеи интеграционных процессов. Но разве это та цена, которую нужно платить за интеграцию с Узбекистаном? Понимаю, здесь вопрос геополитики.
Но ради 250-миллионного населения ЕАЭС создавать такие тепличные условия 30-миллионному населению Узбекистана — это слишком дорого
Это вообще проблема всех пяти государств ЕАЭС, у нас единая таможенная пошлина. Но Казахстан как-то должен выкрутиться из этой ситуации. Потому что впереди будут безработица и социальное недовольство.
— Еще кто на грани закрытия, кроме пищевиков?
— Ситуацию на себе ощутят машиностроители, мебельщики, производители обуви. Мы уже знаем, что проблему почувствовали мукомольщики. Я слышал, уже создаются негласные барьеры против отправки нашей муки в Афганистан, потому что узбеки завоевали этот рынок.
Или закрыться, или переехать
— Вы с этой проблемой на уровень властей пытались выходить?
— Нет еще. Три дня назад, когда я узнал о ситуации, принял решение или закрыть свое производство к чертовой матери, или перевезти в Узбекистан. Но это не все.
Еще есть проблема. В Узбекистане существует 17 свободных экономических зон.
Кроме нулевых пошлин (что они получают дешевое сырье), в этих СЭЗ производители освобождены от всех налогов
В зависимости от суммы инвестиций срок может составлять от 3 до 15 лет. И все эти 17 СЭЗ разной направленности.
У нас, текстильщиков, есть вариант переехать в Шымкент, где действует СЭЗ «Онтустик». Но это только один вариант. Потому что в Казахстане свободные экономические зоны узкого назначения. В Кызылординской области на Байконуре собираются открыть СЭЗ на базе заброшенных зданий космодрома.
Но, извините, инвесторов интересуют не здания, а инфраструктура и возможности квалифицированных кадров. По идее, СЭЗ должны создаваться вблизи областных центров с доступом к администрации и кадрам. К цивилизации, в общем.
Вот нам есть куда переехать для улучшения ситуации, я едва ли не единственный производитель мужских рубашек.
— А как же целая ассоциация легкой промышленности?
— Многие ее члены зависли на госзакупках.
— И как сильно изменились цены на вашу продукцию с января 2019 года?
— В среднем мы производим 500 рубашек в день, примерно 10 тысяч в месяц.
Если в 2018 году аналогичный товар узбекского производства был дороже нашего на 5%, сейчас дешевле на 7%. И то мы снизили маржинальность